Золото в древнем Египте
Сохранился текст письма Тушратта, царя народа миттани, владевшего землями в северо-западной части Месопотамии, он писал Аменхотепу III (ок. 1455-1419 гг. до н.э.), требуя от него золота в обмен на руку своей дочери: ( Пришли мне золота столько, сколько нельзя измерить, больше, чем ты прислал моему отцу, ибо в стране моего брата (в Египте. В. П.) золото рассеяно, как пыль) .
Особенно обильные россыпи блестящих золотых зерен были найдены к востоку от Фив, между Нилом и Красным морем, в гористой пустыне на высоте более двух тысяч метров. Сверкающие зерна, встречавшиеся среди песков и гальки, возбуждали любопытство людей, искавших причину непонятного блеска.
Промывка и отдувка желтого металла — оба эти способа, которые применяли древнеегипетские старатели, открыли возможность извлекать мелкое золото. Они показали, что выгоднее перерабатывать всю толщу песков, нежели вылавливать отдельные самородки.
В большинстве случаев они были слишком малы, чтобы собирать их руками. Крупинки золота приходилось извлекать , промывая золотоносный песок в плоских деревянных лотках. Более легкие песчинки, находившиеся выше осевших зёрен золота., смывались водой.
Довольно скоро было обнаружено, что золото ложно раскатывать в тонкий, куда тоньше, чем другие металлы, лист и золотить им предметы. Правда, получалось такое листовое золото только из крупных зерен желтого металла. Чтобы использовать для этой цели золото, полученное промывкой, золотые песчинки и золотую пыль сплавляли в небольшие слитки.
Египтяне были знакомы с применявшимся в гончарном деле обжигом содержащих медь фаянсовых глазурей. Так же поступили и с промытым золотом. Его сплавили в глиняном тигле на жарком огне при помощи стеклодувной трубки.
Кроме листового золота, из полученных таким образом слитков научились выковывать украшения. Вслед за искусством золочения заявило о себе и искусство холодной обработки чеканкой и, наконец, получение золотой нити.
Еще одним шагом вперед стала художественная обработка расплавленного золота при помощи литья. Она возникла около 3100 года до н. э.
При ослепительном солнечном свете, в страшный зной, более двух тысячелетий склонялись над промывочными лотками с песком из восточной гористой пустыни Верхнего Египта сменявшие друг друга поколения золотоискателей. По золотоносной территории площадью 25 000 км2 они продвигались вдоль Нила к югу, встречая на своем пути все более богатые месторождения , и в горной породе пустынных мест иногда наталкивались на содержавшие золото кварцевые жилы. Тонко рассеянное в кварце самородное золото можно было заметить только тогда, когда оно отражало солнечные лучи. Под землей же его распознавали только рудознавцы в отблесках направленного на жилу света.
В 1900 году до н. э. золотоносный кварц стали добывать в горных выработках.
Не существовало орудий из стали, а использовались бронзовые зубила и обтесанные в форме молотка камни.
С помощью такого нехитрого инструмента люди кусок за куском выбивали твердую золотоносную кварцевую породу.
Две тысячи лет назад из ломкой руды путем плавки впервые удалось получить твердую медь. То были азы искусства плавления, сыгравшего решающую роль в восхождении человечества на новую ступень своей истории: из каменного века в век обработки металлов. За этим эпохальным открытием последовало новое крупное достижение горного ремесла: металл (золото) научились добывать из твердых скальных пород. Добыча была трудоемким делом, требовала много времени и огромных физических затрат. В отличие от меди — металла широко использовавшегося для практических целей, — золото было металлом фараонов и царей, которым поклонялись наравне с божествами.
Его долговечность и широкое использование в искусстве порождали у фараонов неутолимую жажду роскоши и величия. В 2000 году до н. э. они завладели почти неисчерпаемыми источниками богатства в расположенной к югу от Египта чрезвычайно богатой золотом Нубии («золотой страны»). Подобно тому, как это делалось в Египте, золотые зерна извлекали из песка, а совсем мелкие крупинки отмывали, 1300 году до н. э. старатели двинулись вверх по реке Нил искать истоки золотоносных песков. В истории горного дела такое повторялось часто. Сначала люди открывали «россыпи» — рыхлые отложения, образующие «вторичные место рождения », а потом в твердой породе отыскивали «коренные месторождения».
В Нубии кварцевые жилы длиной до 10 км и шириной от нескольких сантиметров до четырех метров разрабатывались на глубине, достигавшей 120 м. «Тот, кто движется на коне от южной границы Египта на восток, через семнадцать дней пути в раскаленную безводную гористую пустыню, — писал Адольф Эрман, — встретит в местечке, именуемом ныне Этуранит, полностью сохранившиеся горные выработки. Глубокие шахты уходят внутрь горы, две цистерны собирают воду зимних дождей. Поблизости расположены каменные столы. служившие для промывания золотого песка. В долине виднеется около трех сотен каменных лачуг. В каждой осталось нечто вроде гранитной ручной мельницы, на которой некогда измельчали кварцевую щебенку».
В Луксоре найдена надпись времен фараона Рамзеса II (1301—1251 гг. до н, э.), в которой упоминается 21 золотоносный район Египта.
Другая надпись (очевидно, того же времени) свидетельствует, насколько большое значение для организации поисково-разведочных работ и разработки золоторудных месторождений имело наличие воды. Фараону сообщили: «Есть много золота в стране Икит, хотя дороги весьма безводны и проходят туда немногие из золотопромывателей — только половина из них достигает до нее, ибо умирают они от жажды на дороге вместе с ослами…» Возник вопрос о прорытии на дороге колодца. Вельможи сообщили фараону, что Икит (в Нубии) «в состоянии отсутствия воды со времен богов». И все же Рамзес II дал указание «высверлить колодец». Далее в надписи передается текст письма наместника фараона из Нубии: «Случилось чудо… был найден колодец посреди долины, 10 локтей с каждой стороны, наполненной водой до краев его ».
Большой интерес представляет египетская «Карта золотых рудников», возраст которой около 3300 лет. Это самая древняя из всех известных в мире карт золоторудных месторождений. Карта (т. н. «Туринский папирус») изготовлена на папирусе, имеющем естественный коричневый цвет. Все четыре дороги, здания поселка золотоискателей и святилища бога Амона окрашены в светло-розовый цвет. Более интенсивным розовым цветом окрашены горы. Разрабатываемая « гора золота» окрашена в темно-красный цвет.
По времени «издания» карта относится, видимо, к царствованию фараона Сети I (1337-1317 гг. до н. э.) или, скорее всего, его сына Рамзеса II, если считать, что на карте находится та самая Чистая гора, которая упоминается в обнаруженном в Луксоре перечне золотоносных районов. Глядя на внушительные размеры здания святилища Амона, можно предположить, что поселок золотоискателей и его заселение были значительными, а время эксплуатации довольно продолжительным.
Зарубежные исследователи, издававшие ранее эту карту, не совсем правильно оценили ее практическое значение. Они считали ее мелкомасштабной, призванной обеспечить максимально надежное указание пути для поисковых отрядов. Если посмотреть на карту глазами геолога, то можно сделать другие выводы. Масштаб, нагрузка и сравнительно небольшая площадь показанной на ней территории говорят о том, что ее следует считать прежде всего детальной картой. Окраска «гор золота» в разные цвета, очевидно, указывает на разную степень изучения и освоения месторождения.
Наиболее достоверные сведения о разработке золота в Египте оставил древнегреческий писатель Агатрахид (200-120 гг. до н. э.): «В конце Египта, на границе Аравии и Эфиопии, находится страна, изобилующая золотыми рудниками, откуда с большими издержками и тяжелым трудом добывают этот металл. Земля черного цвета наполнена прожилками мрамора поразительной белизны (очевидно, речь идет о кварце. — В. П.), осколки которого превосходят своим блеском вес естественные продукты. В этой земле надсмотрщики над рудничными работами с помощью большого количества рабочих добывают золото. Этими рабочими по преимуществу являются осужденные преступники, военнопленные и люди, которые часто ошибочно преследуемые, в припадке гнева были брошены в темницу; различные группы несчастных, которых цари Египта по обыкновению посылали в золотые рудники.
Люди, искушенные в добывании металла, брали истолченный камень и заканчивали работу; сперва на широкой и слегка наклонной доске они раскладывали этот растертый в порошок камень, а затем размешивали, поливая водой. Затем его часть, содержащая землю, размытая посредством и лаги, течет по наклонной доске, а золото, вследствие тяжести, остается на доске. Они повторяли эту операцию несколько раз, причем слегка растирали вещество руками, слегка выжимая пористыми губками, они сносили понемногу часть, содержащую разрыхленную землю, до тех пор, пока на доске не оставались только крупинки золота.
Другие получали известное количество этих крупинок, которые выдавались им по весу, бросали их в сосуды пористой глины и смешивали их с кусками свинца весом, пропорциональным количеству крупинок золота, добавляли еще крупицу соли, еще немного олова и ячменных отрубей. После этого они (сосуды) закрываются глиной и становятся в печь на пять дней и пять ночей без перерыва. Затем сосуды вытаскивают из огня, оставляют охладиться. И после того как их открывают, в них находят совершенно чистое золото, которое очень мало потеряло в весе, нее остальные вещества исчезли».
Патрульные пустыни (меджаи) все золото, добытое в рудниках, передавали храму, а оттуда — в царскую казну. Там никто не смел прикасаться к золоту, ибо это «плоть богов», которой могли касаться только жрецы. Для своего времени : ни знали многое о горных породах, рудах и металлах. Жрецы не только изучали в рудниках, что скрывает «запертая земная бездна», но и делали при этом естественно-научные открытия, которые затем становились предметом философских размышлений. Привлеченные знаниями, обещающими дать «учение о глубинах», в Египте побывали древнегреческие ученые и философы Геродот и Пифагор.
Разработка золотых месторождений того времени, опекаемая жрецами, стала «живительным дуновением» для всего Египта. Добыча золота способствовала развитию ремесел, искусства, науки. Египет стал самой известной и богатой золотом страной в мире, а золото — в представлении людей — величайшим жизненным благом. В Египте и Нубии до завоевания их римлянами (30 г. до н. э.) было добыто 3,2 млн кг золота. То, чего не хотели отдавать пустыня и горы, оставляли фараонам покоренные страны. Они платили дань также деревом и древесным углем, которые использовались для плавки золота и других металлов. В то время золото было материалом, который предназначался для создания произведений искусства и владеть которым в изобилии имел право подобный богу фараон. Лишь только он один мог допускать к этому «божественному металлу» прочих смертных, жалуя своим военачальникам и сановникам «золото отваги» и «золото награды».
Золото — плоть богов — считалось в Древнем Египте основой и выражением той созидательной и жизненной силы, триумфом которой стало сооружение гигантских пирамид.
Безграничная власть сильных мира сего, их тщеславие и богатство — все эти внешние признаки проявления поистине сказочного золотого изобилия способствовали тому, что золото перестало восприниматься как символ божественного начала и могущества. Желтый металл сделался кумиром тех, кто обладал им. Золото стало преступным, алчущим крови идолом тех, кто стремился им завладеть. Оно лишилось своего высокого, благородного и идеализированного назначения и стало мерилом успеха хозяйственного мышления. Уже в период правления фараона Менеса, объединившего Верхний и Нижний Египет в могущественное Древнее царство, золото использовалось как средство обмена и мерило стоимости (деньги). Такое предположение основано на существовании « стандартных золотых колец весом 7,5 и 15 г», имевших хождение примерно в 2800 году до н. э. То было началом «секуляризации золота».
В сознании людей все яснее обозначался поворот, который воплотился в жажде власти и золота и оставил кровавые следы в процессе становления человечества. Интересно заметить, что поисками желтого металла из золотых шахт Восточной Пустыни занялись австралийские геологи, руководствуясь вышеупомянутым «Туринским папирусом» (карта хранится в г. Турине, Италия).
Вы читаете, статья на тему золото в древнем Египте